Ликийская тропа. За день до похода. Москва – Стамбул — Анталия.
Наше путешествие началось… Сегодня у нас по плану добраться из Москвы в Стамбул, а затем, желательно в этот же день, доехать и до Анталии…
Успешно стартовав из Нижнего Новгорода, в 6.00 утра мы прибыли в Москву. Завтра начнется наш первый день похода по Ликийской тропе, а сегодня нас ждет: Перелет Москва – Стамбул (с пересадкой в городе Кишинёв) и переезд Стамбул – Анталия (если получится, минуя автовокзал в Анталии, сразу до поселка Гейнюк). К моменту начала нашей поездки, мы убедились в том, что добираться из Стамбула в Анталию автобусом проще простого (спасибо многочисленным форумам). Причем, независимо от того, заранее ты покупаешь билеты или за 30 минут до отправления. Поэтому распорядок на сегодняшний день был более-менее понятен.
Еще раз мы убедились в том, что сделали правильный выбор, предпочтя автобус автомобилю. Поспать (уточню не выспаться, а поспать) – нам удалось. Если сравнивать с туристическими автобусами турецких фирм (а в их автобусах, в будущем, нам предстоит скоротать аж две ночи) – эту ночь мы провели весьма и весьма комфортно. Пусть у нас не было бесплатного wi-fi, персонального телевизора и стюарда, разносящего прохладительные напитки, «наши» кресла очень удобно раскладывались, а в ночной поездке это играет ключевую роль.
В 5.30 часов утра, как и планировалось мы прибыли к Курскому вокзалу. Успев немного отдохнуть от своих рюкзаков, пока еще таких чужих (и все еще очень тяжелых), 🙂 мы забрали свои вещи и направились в сторону метро. Конечно же, фото на память.
![]() |
![]() |
Проезд в московском метрополитене, если покупать одноразовую поездку, в мае 2015 года стоил 50 рублей — что в 2,5 раза дороже, чем в Нижнем.
В Москве мы не первый раз, поэтому в подземке ориентируемся вполне сносно, но бегать от вагона к вагону с нашими чемоданами, если честно было непросто.
Доехав до нужной нам станции метро Домодедовская, снова сумки в руки и искать место отправления автобуса до аэропорта (отправление, как вы уже поняли из аэропорта Домодедово). В прошлом году, когда мы в первый раз своим ходом добирались до аэропорта Домодедово, найти нужную остановку было весьма затруднительно. С группой других туристов мы обошли всю площадь, прежде чем нашли стоянку автобусов. Подробная инструкция описана во многих отчетах, тем не менее заплутать можно. Итак, при выходе из вагона метро нужно повернуть налево, поэтому удобнее садится в последний вагон. После эскалаторов, выйдя с самой станции, поверните направо и идите до конца тоннеля, никуда не сворачивая. Налево будет лестница наверх, немного пройдя вперед – пандус. Именно этот пандус нас и смутил в прошлом году :). Нужная нам остановка транспорта — направо.
Проезд на обычном социальном автобусе, стоит 100 рублей. На газели, по-моему, 120 рублей, но это не точная информация. Заметили одну пару, которая ехала с нами в метро, они выбрали газельку, но приехали мы в аэропорт вместе. Вот так.
Аэропорт Домодедово. Перелет Москва – Кишинев
Итак, мы в аэропорту Домодедово и нам предстоит пройти следующие стандартные процедуры: регистрация на рейс и сдача багажа. В последнее время, мы пользуемся именно онлайн-регистрацией, которая открывается за сутки до вылета рейса, так появляется возможность выбрать желаемое место на борту. Как правило, при стандартной регистрации, эта возможность отпадает. Но с авиакомпанией Air Moldova оказалось все намного сложнее. Практически невозможно занять свободное место у окна, если ты покупаешь билеты не через их сайт. Регистрация в этом случае доступна чуть ли не сразу, поэтому за 24 часа до вылета свободных мест остается мало. Но! Два последних мы все-таки урвали.
![]() |
![]() |
Итак, получение посадочного талона и сдача багажа. В первую очередь, нам необходимо определиться с багажом. Ведь предстоит еще как-то компактно упаковать два рюкзака, палатку и два коврика. Ну большой рюкзак – это и есть одно полноценное место, а вот остальные вещи как-то надо было скрутить. Деньгами мы не разбрасываемся, поэтому всегда аэропортовой обмотке за 300 рублей (или 500 рублей – точно не помню), предпочитаем свою – с пищевой пленкой и скотчем.
Скрутив оставшиеся баулы в один, мы отправились на стойку регистрации. И опять у нас что-то, да пошло не так. Скрученный баул не привел в восторг тетеньку – регистратора, что-то вскользь сказав про негабаритный багаж, она отправила нас доматывать верхушку рюкзака, оказавшуюся открытой. Мы немного переполошились – негабаритный? – значит предстоит доплата. А в московском аэропорту с этим строго – за перевозку сверхнормативного багажа взимается плата – 30 €, а если багаж превышает установленные габариты – от 20 € до 40 €.
Но к счастью, все обошлось, доплачивать ничего не нужно. Вес моего рюкзака составил 10 кг (и видимо по габаритам мы уложились в норму), вес второго — 22 кг, тоже уложились в норму. Вообще, перевес нас пугает, пугает до такой степени, что с недавних пор, во все поездки (если присутствует ограничение по весу багажа, конечно же), мы берем с собой безмен, для собственного же контроля. А началось все с того, как пару лет назад в Праге (по возвращении домой), на стойке регистрации нам сообщили, что вес нашего чемодана составляет 35 кг, т.е. перевес — 13 кг!!! К счастью, в тот раз тоже все обошлось, летели чартером, поэтому на перевес внимания никто не обратил.
Что касается нестандартного багажа, как еще о нем отозвалась регистратор – «неполноценный», сдается в багажное отделение отдельно и спускается вниз обычным грузовым лифтом, поскольку не проходит по размерам для обычной конвейерной ленты.
Багаж сдан, посадочные талоны на руках, а дальше все, как обычно: таможенный и паспортный контроль, досмотр службы безопасности и долгожданные магазины Duty Free (как всегда без покупок, предпочитаем закупаться при возвращении на родину, в аэропорту вылета).
Сегодня до самолета мы добираемся не на автобусе, а по телетрапу.
![]() |
![]() |
Далее по стандартному сценарию: посадка на рейс — взлет – полет 1ч 55мин — бортовое питание (напитки и пара сэндвичей) – посадка — ожидание в транзитной зоне 4 часа.
Аэропорт Кишинев
Аэропорт Кишинёв очень маленький — одно кафе и два магазина Duty Free — особо не разгуляешься. Но мы посидели в кафе, покушали бутерброды, оставшиеся после перелета, подзарядили телефоны. В общем нашли чем себя занять. Wi-fi, к сожалению, в аэропорту Кишинева нет.
![]() |
![]() |
Кстати, цены в аэропорту в молдавской валюте – леях, но принимают и рубли, по курсу — 1:3. На тот момент курс молдавские леи к рублю составлял — 1:2,8.
![]() |
![]() |
В Duty Free купили знаменитый, и очень вкусный, молдавский кагор, и всего за 4 евро. Приняли тоже рублями — 240 рублей (курс 14.05.2015 евро к рублю — 1 : 55,7).
![]() |
![]() |
Перелет Кишинев – Стамбул. Аэропорт Ататюрка
Из Кишинева мы отправляемся в Стамбул. И по новой: посадка на рейс — взлет – полет 1ч 10мин — бортовое питание (напитки и опять пара сэндвичей) – посадка, но уже в аэропорту Стамбула имени Ататюрка.
Почему я называю полет на самолете стандартным и обычным? Ведь для многих это целое событие, праздник, сопровождающийся целой бурей эмоций. По крайней мере, для меня так было, когда я летела в первый раз, и во второй, ну хорошо, и даже в третий. Это был наш седьмой полет, поэтому все это кажется уже привычным и каким-то обыденным, но про прежнему очень интересным… Во время всех наших перелетов, мы любовались потрясающими видами, открывающимися перед нами из окна иллюминатора.
![]() Чехия, вид с самолета (Полет Москва — Прага 2013г.)
|
![]() Австрия, вид с самолета (Полет Москва — Вена 2014г.)
|
![]() |
![]() |
![]() Вид из окна самолета
|
![]() Cредиземное море, вид с самолета
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Время прилета 16.30. Долго ходили в поисках «нашей» ленты с багажом. Когда нашли, сильно удивились, в каком состоянии приехал наш чудо-рюкзачок: почти отдельно от палатки, с порванной пленкой (причем рвали пленку умышленно), с оторванным ремешком, на котором была прикреплена рация (к слову, гражданская рация)… Увидев оторванную рацию, агрессия, направленная в сторону нашего рюкзака стала понятной. В остальном, все приехало в целостности и сохранности – и это главное.
Итак, наша цель на оставшийся вечер – каким-то образом уехать в Анталию или Кемер, с последующим переездом до поселка Гейнюк – откуда должна начаться наша Ликийская тропа.
В первую очередь нужно снять деньги. Наличку в этот раз мы решили с собой не брать, и с обменом валюты не заморачиваться. Быстренько нашли банкомат DenizBank (держитесь правее после выхода из зоны получения багажа). Сняли 400 лир по курсу 1:20,4 – в принципе нормально. Берет комиссию банк или нет, мы так и не разобрались. Курс на 20.05.2015 составлял 19.11 за лиру, поэтому 1,3 руб. – комиссия это или внутрибанковский курс было для нас непонятно.
В дальнейшем, при снятии наличных, в течение трех недель, курс прыгал от 20,2 до 20,8 рублей за лиру. 20,8 – это уже было в Стамбуле в первых числах июня, как выяснилось потом, рубль в то время немного ослаб. Знали бы — сняли все сразу. И еще, что касается комиссии, возможно, все-таки она есть и зависит ко всему прочему и от снимаемой суммы. Забегая вперед скажу, на следующий день мы поэкспериментировали в одном банкомате. С разницей в одну минуту сняли 20 и 200 лир – разница между суммами списанных с карты рублей была, т.е. комиссия все-таки есть. Или за эту минуту что-то свершилось и рубль смог вырасти. 🙂
Как добраться из Стамбула в Анталию?
Продолжим наше путешествие. Деньги мы успешно сняли, теперь нам нужно добраться из Стамбула в Анталию, а для необходимо доехать до автостанции и купить билеты на автобус. Отправляемся искать метро. Одноразовый проезд на метро стоит 4 лиры, т.е. 80 рублей. Для простоты подсчета, мы всегда одну лиру приравнивали к двадцати рублям. С покупкой истамбул карты все намного интереснее: одна поездка — 2,15 лиры, а поскольку жить нам в Стамбуле в последующем придется еще 5 дней – было принято единственно верное решение обзавестись карточкой. Автоматы по продаже и пополнении истамбул карты находятся непосредственно возле турникетов метро. Стоимость одной карты — 10 лир, 6 лир за сам пластик + на карту зачисляется 4 лиры.
Наполненные радостью от первой покупки и гордостью за себя (ну как же…), не задумавшись ни о стоимости проезда, ни о количестве средств на карте, тронулись к турникетам. Первым пошел Сергей с огромным рюкзаком за плечами и палаткой с пенками в руке через махонький проход с вращающимися…. И конечно же, застрял! Застряла палатка и турникет уже отказывался его пропускать. Вот тут мы впервые столкнулись с турецкой взаимопомощью и взаимовыручкой и вообще с доброжелательным отношением людей друг к другу. На выручку тут же поспешил работник метро, копошившийся в то время около одного из автоматов. По своему пропуску он провел мужа через турникет. Дальше пошла я, но безрезультатно. По началу, мы даже не поняли, в чем дело и почему турникет не открывается.
![]() |
![]() |
Все тот же работник метро, к счастью, не закончивший свои дела, опять поспешил нам на помощь. Приложив карту к турникету, показал остаток по ней — 1,75 лира, т.е. на проезд мне не хватало 40 курус… Он попытался объяснить, как мог конечно, на «англо-турецком» языке, что у нас на карте мало средств. Это к тому времени мы и сами поняли. И мелочи, как назло не осталось, чтобы пополнить баланс карты. Видя наши растерянные глаза, он провел меня мимо охранника всего за 2 лиры (как у нас в метро, наличные там не принимают, только карты). Если честно мы не ожидали такого сочувствия от жителей другой страны. У нас обычно просить помощь будешь – не помогут, здесь все по-другому… Мы очень надеялись, что гостеприимство турецкого народа и в дальнейшем покажет себя только с лучшей стороны.
Автовокзал Байрампаша (Bayrampasa)
Разобравшись с проездом, мы поспешили занять свои места в подъезжающем вагоне-метро. Наша станция под названием otogar была в 20 минутах езды от аэропорта. Не смотря на то что автовокзал, с которого отправляется наш междугородний автобус называется Bayrampasa, в Стамбуле есть станция метро одноименная станция bayrampasa, выходить нужно именно на otogar.
О покупке билетов на автобус, идущего в сторону Анталии или еще лучше до Кемера, мы задумались еще дома. Конечно, было бы намного проще и быстрее долететь до Анталии турецким лоукостером авиакомпанией Pegasus Airlines. По вторникам и средам у них самые выгодные предложения. Мы нашли билеты по 1400 рублей, т.е. около 70 лир. Но нас не устраивало время вылета – 6 часов утра, следующего после прилета в Стамбул дня, т.е. нужно будет где-то скоротать одну ночь и рано утром, а скорее поздней ночью ехать в аэропорт. Или второй вариант — провести эту ночь в аэропорту. Причем нормально отдохнуть и выспаться в этом случае, нам навряд ли удалось бы. Опыт ночевки в аэропортах есть, скажу так – приятного мало: либо раскладывай пенку и ложись на пол, либо в позе эмбриона корячься на стульях.
![]() |
![]() |
В общем, оба варианта оказались для нас проигрышными, и мы решили искать удобный вариант с автобусом – и поспать волне реально и ночь скоротать есть где.
Покопавшись на форуме Винского (очень много информации черпаем именно оттуда), выяснили, что среди автобусных компаний наиболее популярной и часто встречающейся является – Метро Туризм (Metro Turizm).
Зашли на их сайт, посмотрели направление, время, стоимость – все устроило. Нас заинтересовал маршрут до Кемера. В 20.00 отправление из Стамбула, в 9 часов утра прибытие в Кемер, т.е. 13 часов в пути, цена 85 лир, т.е. 1650 рублей. Был еще вариант абсолютно таким же автобусом доехать до Анталии, время прибытия 8 часов утра и стоимость на 10 лир меньше. Но! Из Анталии нам все равно нужно добираться до начальной точки нашего пешего маршрута – каньон Гейнюк. А это еще плюс 6 лир на проезд и беготня с рюкзаками по вокзалу в поисках своего автобуса. Выбрав первый вариант пугала только неизвестность, согласится ли водитель высадить нас пораньше? Осталось дело за малым – оплатить билеты.
Но мы не торопились, что-то подсказывало, что нужно пособирать немного отзывов об этой компании на форуме и не ошиблись. Оказалось, купить билет, не имея турецкой карты через интернет нельзя. На том же форуме нашли информацию о том, что в принципе, это необязательно. Автобусных компаний, представленных на автовокзале десятки, о многих даже нет информации в интернете, ходят каждый час – на каком-нибудь да уедете. Решили подстраховаться и задали свой вопрос на винском, где пара человек нас все-таки успокоили и порекомендовали из двух пунктов назначения выбрать именно Анталию.
Итак, мы на вокзале Байрампаша (Bayrampasa). О том, что на вокзале представлено много автобусных компаний мы уже знали. Но даже и представить не могли, что настолько их будет много. По всему периметру привокзальной площади друг на друге расположились офисы, действительно десятков автокомпаний.
Metro Turizm – покупка билетов
Самый крупный офис из всех представленных, бросившийся в глаза – знакомый Metro Turizm. Не задумываясь двинулись именно к нему.
Турция по большей части туристическое место, а Анталия – вообще место встречи русских людей за границей, немало «наших» и в Стамбуле. Но ни русского, ни нашего ломанного английского работники вокзала не поняли и направили нас в конец зала. Мы уже обрадовались — к знающему русский. Но не тут было.
Возможно, если бы мы просто сказали: билет Стамбул-Анталия – нас бы поняли. Но мы хотели попытаться купить билет до поселка Гейнюк. В смысле, сам билет до Кемера, но выйти пораньше, в Гейнюке.
Но нас никто не понимал. Нам даже пришлось достать карту, чтобы наглядно показать точку, в которую необходимо попасть. В исход дела снова вмешалась турецкая взаимовыручка. К нам подошла женщина, с виду турчанка, но прилично говорящая по-русски и предложила нам помощь. Оказалось, мы летели одним рейсом из Кишинева, и она нас запомнила. Услышав наш разговор с менеджером компании, узнала и решила помочь. Мне кажется, даже не в этом дело, у них менталитет такой.
Выяснилось, что турчанка тоже едет в Анталию, только ее автобус отправляется в 9 часов вечера, и поэтому предложила купить билеты и поехать вместе, мало ли что. Мы вежливо отказались — кипеть на вокзале еще два часа не хотелось.
Мило пообщавшись с менеджером (за все время нашей поездки, мы поняли для себя – турки большие болтуны, они общаются с незнакомцами абсолютно в любой ситуации: с водителем автобуса, в магазине с продавцом или кассиром, при покупке билета, простой вопрос: как, куда пройти? — они могут превратить в целый диалог минут на 5-10).
Выяснилось, что нашему изначальному плану не суждено было сбыться и придется ехать все-таки до Анталии. Автобус, идущий до Кемера через Анталию не проходит. Странно. Может быть нас неправильно поняли, потому что конечной точкой маршрута вообще должен быть город Фетхие… Ну доказывать и что-то выяснять — бессмысленно, это у нас можно часами стоять на кассе и спорить с продавцом, почему в чеке у нас стоит подушка, которую мы не покупали (кстати, реальный случай).
В итоге, мы купили два билета по 75 лир на восьмичасовой автобус, следующий до Анталии. Прибытие в 8 часов утра, время в пути 12 часов. Почему так долго? Потом мы поняли почему.
Цены на продукты в Стамбуле
Поблагодарив любезную турчанку, мы засобирались в ближайший магазин, дабы купить что-нибудь перекусить.
Увидев, что мы уходим с рюкзаками, подсказала, а потом еще и проводила до камеры хранения, которая предоставляется компанией Metro Turizm своим пассажирам абсолютно бесплатно. Для этого нужно пройти офис компании насквозь и выйти к посадочной зоне, повернуть налево и пройти метров 20, увидите небольшое помещение с огромным количеством сумок, чемоданов и т.д., вам нужно просто предъявить свой билет. Кроме того, на втором этаже есть комната отдыха, можно подзарядить телефоны и по идее, должен быть туалет, но мы его не нашли (туалет есть на самом вокзале, для этого пройдите камеру хранения и идите дальше, пока не упретесь в вывеску WC, а там по указателям.
![]() |
![]() |
В очередной раз освободившись от багажа, налегке и в приподнятом настроении, мы отправились на поиски магазинчика. Немного прогулявшись и полюбовавшись турецкими транспортными развязками нашли то, что искали – небольшой, явно нетуристический магазинчик во дворе дома, совсем недалеко от вокзала. Крайне удивила доброжелательность продавца, который, не успели мы войти в магазин, угостил нас вафлями и все наше время пребывание в магазине – радостно улыбался. А когда увидел, что мы заинтересовались покупкой хлеба, как мог, жестами и мимикой пытался показать, какой у них хлеб (экмек) вкусный, ароматный и воздушный. Было забавно.
Что касается цен на продукты в Стамбуле. Повторюсь, готовясь к поездке, мы нашли крайне мало информации, касающейся ассортимента в продуктовых магазинах и ценах. Поэтому, в отчете я постараюсь восполнить этот пробел – может кому и пригодится. Итак, в магазинах, не рассчитанных на туристов, вы никогда не найдете алкоголя и мяса – турки эти продукты не употребляют (хотя пару раз, в туристических зонах, мы видели несколько компаний, исключительно турок, аккуратно попивающих пиво на берегу моря).
Что можно найти в магазине возле автовокзала? Сыр ломтиками, типа плавленого чеддера – 4 лиры, сосиски (почти все сосиски в Турции куриные и маленького размера, у нас такие называются детские) – 180 грамм 3,5 лиры. Напомню, курс лиры к рублю, на тот момент – 1:20, цены я буду указывать в лирах – а там уж сами подсчитаете. Макароны – около 2 лир. Майонез 350 грамм – 4 лиры. Оливки, маслины – все на развес, цену, к сожалению, не помню, но про этот продукт я еще расскажу. Помимо макарон, в магазине продавались крупы: фасоль, рис. Также можно найти и бытовую химию, ассортимент, конечно, очень скудный. Хлеб экмек – 1 лира (действительно очень воздушный и не теряет своей формы даже на третий день). Из продуктов, мы купили сыр, сосиски, хлеб и, конечно же, майонез. Чуть позже я расскажу о ценах на алкоголь и мясо, сейчас могу лишь отметить, что в Турции оно очень дорогое. Интересная у них политика – если вредно, значит очень дорого. У нас же все наоборот.
Из Стамбула в Анталию на автобусе
Ну что, покупки совершены – пора направляться в сторону автовокзала, автобус отправляется в 20.00 (причем всегда вовремя, не бывает у них задержек, все четко по расписанию). Вернувшись к камере хранения, перекинули наши вещи в багажный отсек автобуса и поспешили занять свои места. Автобус, как в принципе мы и ожидали, оказался очень комфортабельным, наличие wi-fi, телевизора с наушниками у каждого пассажира, кондиционер и удобные на первый взгляд сиденья – так и предвещали приятную ночь. Но для хорошего сна этого оказалось недостаточно – сиденья опускаются совсем чуть-чуть, выспаться нам не удалось.
Почему же время пути на автобусе из Стамбула в Анталию составляет 12 часов? Первые часа три, точно не помню, мы ехали по самому городу. Стамбул – мировая столица пробок, второй раз подряд этот город занимает первое место по самой напряженной ситуацией на дорогах. Попутно заезжая на другие автовокзалы, автобус потихоньку заполнялся, к слову отправлялись мы почти в полупустом автобусе. А дальше нас ждало четыре остановки в придорожных кафе — каждые два-три часа, два раза из них по 40 минут. В кафе можно было перекусить и попить турецкого чая.
После каждой остановки нас баловали вкусняшками. Сначала угостили мороженым, ближе к утру – кексиком, и несколько раз разносили напитки на выбор: соки, воду, чай и кофе (правда пару раз мы спали и поняли, что разносили напитки уже только тогда, когда собирали со всех опустевшие стаканчики). В этом плане, конечно, турецкий сервис оказался на высоте. Кстати, температура воздуха ночью, в центре Турции опускается в это время года до 0 градусов. Поэтому если собираетесь выходить и дышать свежим воздухом на остановках – прихватите с собой теплые вещи. У нас ничего не было, поэтому от кафешек до автобуса мы спасались перебежками. Стоит отметить ни у кого из пассажиров не проверяли билеты – все видимо на доверии.